?

Log in

Люди и людены: девять тезисов о сверхчеловеке от Олега Бахтиярова - Институт активного сознания и психонетики [entries|archive|friends|userinfo]
Институт психотехнологий

[ website | Институт психотехнологий ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Люди и людены: девять тезисов о сверхчеловеке от Олега Бахтиярова [Mar. 13th, 2008|11:40 am]
Институт психотехнологий
iasp
[glavred_iasp]

Тезисы были написаны специально к ролевой игре С. и Е. Переслегиных.

1. Сверхчеловек - не существо с переразвитием человеческих качеств (мышление, восприятие, интуиция и т.д.). Сверхчеловек - это то, что надстраивается над человеческим, будучи иным по своей природе. Точно так же человек не является переразвитым животным, человек обладает чем-то совершенно иным, нежели качества животных. Это и иные дифференцированные психические функции (способность мыслить, сочинять и понимать музыку, испытывать религиозные чувства и мистические прозрения и т.д.), и язык, и потенциально свободная воля, и многое другое. Человек отличается от животного не иной организацией тела, а иной организацией сознания. И сверхчеловек – это, в первую очередь, снятие ограничений человеческой психики. Преобразование человека в сверхчеловека есть, в первую очередь, формирование новой инстанции сознания.

</a>2. Человек - существо языковое и обусловленное языком. Язык формирует картину Мира и одновременно является фильтром, не пропускающим в сознание содержания, не совпадающие с его структурой, регулирует поведение, формулирует цели и ценности. Однако язык человеку дан только как потенциальная способность принять язык извне, но не как способность самостоятельно создать полноценный язык и наполнить его содержанием. Сверхчеловек – существо, способное произвольно создать нужный язык вне культурного контекста.

3. Человек - существо, обусловленное своей морфологией. В этом качестве человек подчинен основному организмическому процессу, влекущему любой организм в сторону дифференциации, специализации и смерти. Формы его жизни предопределены генетически обусловленным строением организма. Только в сознании некоторые люди после долгой практики могут направить организмический процесс в обратную сторону и пережить феномены, не обусловленные строением тела. Но сознание либо подчинено процессам, протекающим в теле, либо замыкается на себя, но не является активно воздействующим на морфогенез фактором. Сверхчеловек, обладая активным сознанием, способен произвольно управлять морфогенезом, в том числе направляя в сторону, обратную основному организмическому процессу и изменяя генетический аппарат.

4. Человек формируется в своей человеческой специфике культурой и впоследствии предоставляет свое сознание в пользование культуре. Лишь иногда и у немногих пробуждается внутреннее «Я», не созданное культурой и независимое от нее. Есть два взгляда на соотношение человека и культуры. Один, человеческий взгляд, рассматривает человека как продукт двойного зачатия (оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом и оплодотворения сознания содержаниями культуры). С этой точки зрения жизнь человека и жизнь культуры – совпадающие процессы. Другой взгляд: человек будучи сформированным культурой, предоставляет свое сознание ей «в аренду», подавляя потенциальное развертывание в сознании своего «Я». Эта точка зрения обнаруживает сверхчеловеческую интенцию. В отличие от человека, сверхчеловек не предоставляет свое сознание в качестве сцены для культурного процесса, а, свободно развернув свое «Я», становится партнером культуры. Поскольку свехчеловек не обусловлен культурой, он может свободно создавать различные культурные формы, его средой является не культура, а метакультура, понимаемая как динамичный процесс развертывания различных целостных культурных форм.

5. Таким образом, сверхчеловек есть преодоление человеческих обусловленностей и раскрытие того, что заложено в человеке лишь потенциально.

6. Путь к сверхчеловеку лежит не через генетические манипуляции, а через превращение сознания в активный фактор. Генетические манипуляции всегда предполагают проект тех свойств организма, которые следует сформировать. Но свойства сверхчеловека – это свойства неизвестные человеку. Новые качества можно приобрести, лишь превратив сознание в активный творческий фактор. Вначале нечто создается в сознании и только потом за этим следует преобразование физической формы.

7. Сверхчеловек есть существо развертывающейся воли, имитирующей и отражающей процесс творения. Ключевой функцией современной цивилизации является мышление. Однако развертывающаяся воля способна достигать всех результатов не только мышления, но и всех других, развернутых и латентных психических функций. В своем развертывании волевое действие имитирует акт творения – от наиболее тонких составляющих сознания до реального действия в неподатливом материальном мире.

8. Постановка и реализация проекта создания сверхчеловека требует формирования особого строя культуры, поддерживающего подобное начинание. Для этого должны быть восстановлены в качестве ведущих ценностей внутренняя свобода, свободные развертывания смыслов в любых средах. Это новый тип культуры с новыми задачами и такая культура должна создаваться целенаправленно.

9. Предпосылками этого являются: Разрыв с тенденцией упадка и специализации., что означает формирование обособленного, но эффективного сообщества с соответствующей системой ценностей. Формирование в сознании зачатка, прототипа сверхчеловека. Разработка процедуры развертывания такого зачатка в реальное существо.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: toropyggka
2009-09-23 04:44 pm (UTC)
По пункту 2. Язык - это средство коммуникации, а не самоценное качество. Язык значим только в форме коммуникативной связи с себе подобными.
Я бы перефразировал бы второй пунтк: человек - существо общественное и раскрывается в обществе и через общество.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: psychomant
2010-08-16 08:32 am (UTC)
язык - не столько средство коммуникации, сколько средство описания реальности. Мы общаемся не так уж много времени, в с описанием ммира имеем дело 24 часа в сутки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: toropyggka
2010-08-16 04:13 pm (UTC)
Странно, а первый коммент я написал?
Да, конечно же, я с Вами согласен. Более того, хотел с вами вместе накинутся на верхний комментарий.
Разумеется, средство описания. И не только ( намеки древних на Логос и "Вначале было слово").
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: psychomant
2010-08-16 07:12 pm (UTC)
Tempora mutantur, et nos mutamur in illis
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: toropyggka
2010-08-17 04:36 pm (UTC)
O Temperas, o mores!
(Reply) (Parent) (Thread)